Тайные мотивы патриарха Кирилла рассказал патриарх Филарет

Тайные мотивы патриарха Кирилла  рассказал патриарх Филарет

Патриарх Кирилл - снова в Украине. Самолет с высшим церковным лицом России вчера вечером приземлился в Луганске.

Свой четвертый в этом году визит на украинские территории Кирилл как всегда публично посвятил чисто церковным делам - двадцатилетию луганской епархии. Однако его противники уверены, что за частыми приездами патриарха стоит большая политика и страх потерять влияние на Украинскую православную церковь Московского патриархата. Об этом свидетельствуют якобы обострившиеся дискуссии внутри церкви, где растет число сторонников самостоятельности и независимости от Москвы.

О том, почему Кирилл зачастил в Украину, зачем священников и спонсоров Киевского патриархата вызывали на "беседы", чью сторону в церковном противостоянии занимает Янукович и что заставило церковь выступить в защиту Тимошенко и Луценко, в интервью рассказал глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет, который давно находится в противостоянии с Российской православной церковью и выступает за объединение УПЦ.

 "Россия использует церковь в политических целях"

 - Ваше Святейшество, на этой неделе в четвертый раз в этом году в Украину приезжает глава Русской православной церкви Кирилл. Что, на ваш взгляд, кроется за частыми визитами патриарха? Это еще религия или уже политика?

- По-моему, Россия использует церковь в политических целях. Ведь, когда патриарх Кирилл приезжает в Украину, он не столько говорит о духовных ценностях, о покаянии людей в своих грехах, сколько говорит о русском мире. Что такое русский мир? Это та же Российская империя в каком-то новом виде. Политика это или нет? Конечно, политика. Это использование церкви с намерением создать новое государство под руководством Москвы. Когда патриарх Кирилл приезжает сюда и говорит о вступлении Украины в Таможенный союз - а мы знаем, что об этом он говорил во время летнего визита, - разве это духовность? Поэтому, когда он впервые приехал в Украину, и его тут и президент хорошо принял, и правительство, то общественность и СМИ оценили его как политического деятеля. Он занимался больше политикой, чем духовными делами.

Я не хочу утверждать, что патриарх ничего не делает духовного. Да, он совершает богослужения, занимается вопросами руководства Украинской православной церкви Московского патриархата. Но при этом главной целью его приездов в Украину, как это сейчас ясно видно, было ограничить или даже ликвидировать самостоятельность и независимость УПЦ МП в управлении. Оставить название, но чтобы митрополит Владимир фактически независимости не имел. Вот Кирилл и ездит по всем епархиям УПЦ, как по своим собственным, забывая, что тут есть свой предстоятель.

- Есть версия, что когда митрополит Владимир отойдет от дел, возможны два сценария развития событий. Первый: во главе УПЦ МП поставят явно промосковского кандидата, скажем, из Одессы или Донецка. Второй: попробуют лишить церковь независимости, для этого патриарх Кирилл, возможно, даже сменит гражданство и переедет жить в Украину. Какой вариант наиболее вероятен?

- Я думаю, ни одного реального варианта из названных вами нет. Якобы намерение у патриарха было, в том числе, и получить украинское гражданство, создать вторую резиденцию в киевской Лавре и даже сменить титул - на "патриарх Московский, Киевский и всея Руси". Были запущены такие слухи. Но слухи - это не официальное решение, они запускаются для того, чтобы изучить реакцию: если воспринимается сценарий - так и действовать, если нет - говорить, что слухи ничего под собой не имеют.

 - Хотите сказать, что за слухами все-таки стоит РПЦ?

- Конечно.

- И какова реакция в Украине?

- Негативная. Но патриарх Кирилл не отказывается от идеи продвижения у нас русского мира. И чтобы ее воплотить в жизнь, УПЦ МП надо лишить самостоятельности, нужно взять Украину под свое непосредственное руководство. Для этого он и продолжает свои визиты.

Как реагирует на это митрополит Владимир и вообще УПЦ МП? Безусловно, негативно. Чувствуя такие настроения, Кирилл в прошлом году после службы в Лавре сказал, чтобы Владимир по этому поводу не беспокоился. Раз патриарх был вынужден говорить на эту тему, значит, опасения у Владимира имели место. А раз епископат и духовенство чувствовали, что их могут лишить самостоятельности, значит, были какие-то действия, направленные на это. В противном случае у Кирилла не было бы поводов говорить об этом публично.

Однако поездки патриарха Кирилла продолжаются и после этого заявления. В этом году он уже в четвертый или пятый раз приехал в Украину. И в его планах не только Луганск (патриарх совершает двухдневный визит в Луганскую область, - ред.), он еще до конца месяца на Буковину собирается приехать. Сами видите, сколько времени он уделяет Украине.

Но результат все равно негативный. Доказательством служит тот факт, что у него, как сообщают СМИ, после поездки в Украину был инфаркт. Хоть там и говорили, что это вирус какой-то, а на самом деле - инфаркт. Почему? Да потому что между ним и епископатом УПЦ МП, в том числе митрополитом Владимиром, разговоры пошли небратские. В результате патриарх Кирилл заболел.

- То, что у патриарха Кирилла складываются теплые отношения с Виктором Януковичем, и предыдущий свой визит в Украину он даже начал не с Киева, а с президентской дачи в Крыму, представляет какую-то угрозу?

- Я думаю, нет. Была бы угроза, если бы наш президент его слушал бы во всем?

- А он не слушает?

- Он не слушает. Он теперь увидел, куда патриарх Кирилл тянет Украину. И то, что президент в последнее время озвучил твердую позицию, что Украина - государство, и он не позволит, чтобы с таким крупным государством обращались как с младшим братом, свидетельствует о том, что президент защищает интересы Украины. Да и упомянутая Вами встреча в Крыму дружественной не выглядела. Иначе почему официально о ней не сообщалось?

- То есть вы хотите сказать, что лишение независимости УПЦ МП - это только первый этап, а вторым должно быть лишение независимости государства, и Янукович это понимает?

- Если Украинская церковь, духовная основа государства, будет подчинена Москве, то подчинить само государство уже несложно. Ведь душа у него будет в чужих руках. Поэтому на церковь как на учреждение, влияющее на души людей, Москва возлагает большие надежды. И именно от церкви во многом зависит, будет Украина государством или не будет. Москва это хорошо понимает.

- Имеете в виду Путина и Медведева?

- И Путина, и Медведева, и не только, их там много. Идет борьба за то, чтобы Украину снова втянуть в империю. Мы это прекрасно понимаем, поэтому и боремся с Российской церковью, чтобы она не использовала Украинскую церковь в политических интересах.

Мы - за независимую Украинскую церковь. То есть за автокефальную, поместную церковь. А они хотят, чтобы она была составной частью Московского патриархата.

"Не уйду до тех пор, пока не увижу, что в Украине есть одна православная церковь"

- Как изменились отношения между государством и церковью при Януковиче? Все помнят, как Ющенко в пасхальную ночь успевал обойти половину храмов Киева разных конфессий. Сейчас такого нет, Янукович предпочитает храмы УПЦ МП…

- Президент как православный человек может выбрать и посещать любую церковь. Виктор Янукович является прихожанином Украинской православной церкви Московского патриархата. Это его абсолютное право. Но когда он использует это публично, то тем самым обижает остальные конфессии. А ведь его выбирали и другие украинцы, и он их президент тоже. Поэтому он должен одинаково относиться ко всем конфессиям. Он может не ходить никуда, только в свою церковь, это его личное, - но говорить об этом публично не стоит. Вот если бы он бывал в Лавре, но об этом публично не сообщали - претензий нет. Когда же об этом дают публичную информацию, то это указание местным органам власти, на кого они должны ориентироваться. Поэтому мы - и Киевский патриархат, и Греко-католическая церковь, и Римско-католическая, и другие конфессии - начали требовать равного отношения. Президент нас сначала игнорировал, не принимал, но перед Пасхой такая встреча состоялась, и он пообещал, что отныне будет одинаково относиться ко всем конфессиям.

- В начале года вы высказывали опасения, что власть намерена до июня уничтожить Украинскую православную церковь Киевского патриархата, что по всей стране спонсоров и священников вызывают на "беседы". Чем все закончилось?

- Да, было такое. Что это должно произойти именно "до июня" - такого я никогда не говорил, это уже журналисты придумали, и оно разошлось в СМИ. Но само намерение уничтожить Киевский патриархат было. Я думаю даже, что у некоторых оно осталось. Это намерение Москвы. Патриарх Кирилл и его митрополит Иларион (руководитель церковной дипломатии Московского патриархата, - ред.) не раз говорили о необходимости "ликвидации раскола". А раскольниками Москва, как известно, называет Киевский патриархат. Говорили о том, что сделать это можно с помощью власти. И раз уж президентом стал будто бы, с их точки зрения, пророссийский кандидат, то надо воспользоваться этой властью и прекратить существование Киевского патриархата.

И началось. Секретарь митрополита Одесского и Измаильского Агафангела публично заявил, что следует снять с регистрации Киевский патриархат и применить болгарский метод. Знаете, что такое болгарский метод? Это когда у митрополита Иннокентия, возглавившего церковь, которая отошла от патриарха Максима, отобрали все храмы. Получается, предложили силой забрать у Киевского патриархата храмы. В некоторых областях вызывали духовенство в районные администрации и предлагали перейти в Московский патриархат, обещали содействие. Духовенство отказалось.

- Это было массовое явление?

- Массовое. Закончилось тем, что они поняли: метод не действует. И сейчас от него отходят. И общественность встала на защиту - в Украине, Европе, Америке. Они увидели, что лучше не трогать Киевский патриархат. Хотя в Киевской области, в Макарове, храм у нас все-таки отобрали. Мы до сих пор судимся. Мы его построили, а теперь там Московский патриархат.

В целом после встречи с президентом ситуация меняется к лучшему. Например, в Луганской области мы сейчас строим храм. Землю, правда, сами купили, но нам разрешили его построить. А вот в Донецкой области до сих пор тверды, не только не дают нам участки, но и на купленной за наши же средства земле строить не разрешают. Ну, ничего, мы победим.

Я вижу признаки того, что президент защищает Украину как государство, а мы - духовная основа государства. Он будет вынужден поменять отношение к Киевскому патриархату.

- Вы говорили, что во власти есть люди, которые тайно поддерживают Киевский патриархат. Почему тайно?

- Потому что они боялись открыто заявить, что позитивно относятся к нам. Боялись, что их могут снять с должностей. Я не хочу называть их фамилии, не буду выдавать.

- Реально ли в таких условиях, чтобы Украинская церковь объединилась? Что для этого нужно?

- Это будет. Придет время, когда в Украине будет одна православная церковь. Раньше говорили, что это утопия. Сейчас же даже в Московском патриархате считают, что это реально. Будет это при моей жизни или после моей смерти - не знаю. Но доказательством того, что объединение неизбежно, является борьба, которая сейчас идет внутри УПЦ МП. Там большинство - сторонники самостоятельности и независимости, часть прямо ставит вопрос об автокефалии, ну и небольшая часть хочет иметь над собой главенство Московского патриархата. И неважно, кто будет патриархом Киевским при объединении - из архиереев Киевского патриархата или Московского. Будет одна Украинская православная церковь. И патриарх станет патриархом всей церкви.

- Вы готовы ради этого потерять пост предстоятеля УПЦ КП, при этом не имея гарантий, что станете патриархом объединенной церкви?

- Я готов уйти, но на определенных условиях: объединения и признания автокефалии Украинской церкви другими церквями. Почему я ставлю такие условия? Потому что если объединение не произойдет, то Киевский патриархат могут попытаться разрушить. Как в государстве, так и в церкви должен быть руководитель, который умел бы все держать в руках. Если его нет, то все начинает рассыпаться. Я не хочу отдавать церковь на разгром. И не уйду с должности до тех пор, пока не увижу, что в Украине есть одна православная церковь, признанная всеми. Тогда моя миссия выполнена. А пока не выполнена - я не имею права уходить. Ведь не я сам стал патриархом - меня избрал собор церкви. И поэтому я должен волю церкви исполнять.

"Суд и над Луценко, и над Тимошенко - это дело государства"

- Церковь всегда заявляла, что стоит в стороне от политики, во всяком случае до последнего времени, когда за решетку попали Тимошенко и Луценко. Как известно, вы при этом заняли активную позицию, даже письма писали с просьбой отпустить их на поруки, лично просили Луценко немедленно прекратить голодовку. Что заставило церковного деятеля заняться политическими делами?

- Церковь в политику не вмешивается. Суд и над Луценко, и над Тимошенко - это дело государства. Но с моральной точки зрения мы имеем право давать оценку и защищать обездоленных, к которым относятся несправедливо. Когда я писал Луценко, чтобы он прекратил голодовку, то просил с высоты жизненных ценностей, потому что здоровье и жизнь - дар Божий, который нужно беречь. Когда писал письмо, чтобы Тимошенко отпустили на поруки, то пояснял, что не очень хорошо ставить ее в такие сложные условия, когда она еще не осуждена.

К тому же, ко мне обратились, чтобы я просил облегчить ее условия.

- Кто обращался? Простые граждане или политики?

- Граждане и наши верующие. Политики они или не политики - для меня это не было важно. Все мои письма, которые я уже писал и буду писать в будущем, пока жив и пока я патриарх, направлены на то, чтобы защитить справедливость и моральные ценности.

- А на ваше обращение лично к Януковичу с просьбой обеспечить объективность расследования дела Тимошенко в суде вы получили какую-нибудь ответную реакцию?

- Я писал и Януковичу, и судьям, чтобы они придерживались правды, справедливости. Никаких ответов я не получил. Есть реакция или нет - это уже их дело. Как Господь каждому из нас говорит: вот я предложил тебе огонь и воду, куда хочешь, туда и положи руку. Так и здесь: мое дело - сказать им, как надо поступать с точки зрения божественной правды. А они пусть уже сами решают, слушать меня или не слушать.




Курсы валют на 31 Июля

100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
10 RUB 4.3524 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.

Курсы ценных металлов на 31 Июля

10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.