Благодаря отечественным законам Антимонопольный комитет Украины получил власть над крупнейшими международными компаниями и сполна использует ее, пытаясь всеми способами выбить из иностранцев деньги.
Юлиан Рис, партнер и глава киевского офиса Beiten Burkhardt, влиятельной независимой юркомпании Германии, предпочитает в делах точность и четкость. Но Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в последнее время заставляет скрупулезного юриста отступать от этого правила.
Причина в том, что комитет зачастую затягивает рассмотрение дел иностранных инвесторов, работающих на берегах Днепра. Подобное происходит, когда зарубежные компании начинают операции по слиянию-поглощению за пределами Украины. По закону, даже если подобная сделка проходит вне юрисдикции официального Киева, ее участники обязаны получить от АМКУ так называемое разрешение на концентрацию или справку о положении компании на местном рынке.
По словам юриста, формальные требования к заявлению, прописанные в законе, настолько сложны и в некоторых случаях неоднозначны, что дают чиновникам АМКУ на многие месяцы затягивать процесс выдачи разрешений, блокируя миллионные сделки на глобальных рынках. "Подобное поведение АМКУ является неприемлемым и может вызвать подозрение, что надо искать способы полюбовного решения", - тактично описывает ситуацию Рис.
Глава Beiten Burkhardt не единственный иностранец, которому пришлось столкнуться со схожими проблемами. По словам Хорхе Зукоски, президента Американской торговой палаты в Украине, члены этой организации тоже столкнулись со сложностями при оформлении разрешений и смогли их решить только с помощью дипломатов. Да и Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА), утверждает, что в кулуарных разговорах иностранные инвесторы все чаще жалуются на комитетских чиновников. "Мол, там [в АМКУ] намекают: чтобы получить разрешение или ускорить процедуру, надо заплатить", - говорит она.
Подозрительная деятельность
Деревянко рассказывает, что жалобы на представителей АМКУ, которые якобы требуют деньги в обмен на получение разрешений, появились во второй половине 2011-го.
Как раз в тот период в руководстве комитета произошли перестановки. В мае первым заместителем Василия Цушко, главы ведомства, стал Рафаэль Кузьмин. Теперь эксперты называют его серым кардиналом, ключевой фигурой в комитете. Веса Кузьмину добавляет тот факт, что его двоюродный брат Ренат Кузьмин занимает еще более важный госпост - заместителя генпрокурора.
Один из представителей крупной адвокатской фирмы, просивший не упоминать его фамилию и название компании в печати, в разговоре с Корреспондентом сказал, что в комитете действительно вымогают мзду. Причем сталкиваются с этим самые разные компании, в том числе и отечественные. "Размер взяток - от $ 1 тыс. до $ 25 тыс., все зависит от уровня связей адвокатов и имени бизнесмена", - говорит юрист.
Даже крупные международные юркомпании обеспокоены тем, что происходит в АМКУ. "Все знают, что мы - международная юридическая фирма и на нетрадиционные методы решения проблем не пойдем. Но мои коллеги все больше говорят о взятках", - рассказывает на условиях анонимности еще один авторитетный адвокат, работающий в крупной фирме, представляющей интересы иностранных инвесторов.
Лишь международный авторитет спас от проблем с АМКУ представителей Американской торговой палаты. По словам Зукоски, несколько компаний - членов палаты столкнулись с тем, что не смогли вовремя получить разрешительные документы от комитета. И им пришлось прибегнуть к помощи дипломатического представительства. "Самое парадоксальное, что во многих случаях эти сделки не оказывали никакого влияния на украинский рынок", - уточняет Зукоски.
Корреспондент обратился в пресс-службу АМКУ за комментариями по поводу описанных проблем. В официальном ответе значилось, что в своей работе сотрудники ведомства руководствуются исключительно законами Украины. Фамилия Кузьмина упомянута один раз: пресс-служба сообщила, что именно он курирует в ведомстве борьбу с коррупцией.
Власть бумажек
Поверить в ответ АМКУ о том, что чиновники работают строго в правовом поле, несложно - ведь все рычаги влияния им в руки дали именно украинские законы, все нюансы которых и используют представители комитета.
Разрешение АМКУ на слияние-поглощение необходимо, если одновременно: размер активов или оборотов всех участников сделки, включая всю связанную группу компаний вплоть до конечного собственника, за предшествующий финансовый год в Украине и за ее пределами превышает 12 млн евро; размер активов или оборотов не менее двух участников в Украине и за ее пределами больше 1 млн евро; когда размер активов или оборотов в Украине хотя бы одного участника превышает 1 млн евро.
Эти пороги по международным меркам слишком низкие. Рис рассказывает, что в Германии при подобных операциях антимонопольное разрешение требуется, лишь когда размер активов или оборотов участников сделки за предшествующий финансовый год превышает 500 млн евро, а размер активов или оборотов не менее одного участника в Германии превышает 25 млн евро.
Один из адвокатов, который работает на крупную международную фирму, обслуживающую иностранных инвесторов, также сказал Корреспонденту, что украинский порог на уровне 1 млн евро приводит инвесторов в шок. А вот отечественных власть имущих он, наоборот, радует. "Наши чиновники любят получать деньги за законные решения", - характеризует он проблему.
Для этого у чиновников есть другой законный инструмент - затягивание процесса. Рис говорит, что в некоторых случаях АМКУ требовал от клиентов его фирмы предоставить дополнительные сведения о компаниях, участвующих в сделке слияния-поглощения, или о рынке. Без них заявки не принимаются, а подготовка документов требует дополнительного времени.
Глава киевского офиса Beiten Burkhardt также уточняет, что формально чиновники соблюдают все законные сроки: 15 дней - на прием заявления, 30 дней - на его рассмотрение, и три месяца - на его глубокий анализ, если это нужно. Но на практике иногда они просто не принимают заявление, а требуют все новые документы, которые нередко сложно предоставить. Таким образом, реальный срок получения разрешения увеличивается порой до четырех-пяти месяцев.
"В прошлом году у нас было дело в АМКУ, которое длилось около года. Однако в данном случае речь шла о сложном рынке фармацевтических препаратов", - уточняет Рис.
По словам одного из украинских юристов, он также столкнулся с тем, что представителям компаний, проводящих сделки по слиянию-поглощению, приходится многократно подавать заявки в АМКУ. "В результате где-то в Европе сидят крупные транснациональные компании и из-за нашего АМКУ не могут закрыть сделку, которую готовили два года", - добавляет он.
Пока одним комитет ставит палки в колеса, к другим он очень лоялен. "Крупный [украинский] бизнес монополизирует рынки", - негодует Ксения Ляпина, нардеп-оппозиционер и замглавы комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства.
К примеру, миллиардер Ринат Ахметов, имеющий мандат нардепа правящей партии, за последнее время купил 45% акций энергогенерирующей компании Западэнерго, а также 25% Киевэнерго, доведя таким образом свою долю в капитале последнего до 60%. В результате, как подсчитал Денис Саква, старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital, на рынке производства электроэнергии доля структур, подконтрольных Ахметову, выросла до 46,6%. А на подходе - признание законным увеличения доли структур миллиардера еще и в Днепроэнерго.
Кузьмин в одном из интервью сказал, что в данном случае претензий к его ведомству быть не может, поскольку такие вопросы находятся в ведении Нацкомиссии по контролю рынка электроэнергетики.
Еще один лояльный властям миллиардер, Дмитрий Фирташ, купил недавно заводы ЧеркассыАзот и Северодонецкий Азот. Таким образом, его доля на рынке производства удобрений выросла до 75%.
Однако АМКУ такие цифры не пугают. По словам Кузьмина, речь идет лишь об укреплении доли одного из игроков, а не о монополии, поскольку импорт значительно увеличивает объем рынка так такового, сохраняя на нем здоровую конкуренцию.
Каждому свое
Как рассказали Корреспонденту сразу несколько адвокатов, знакомых с ситуацией, нередко иностранцы, увидев список документов, который надо подать в АМКУ, решают проводить сделку без украинского одобрения. Мол, проще потом штраф заплатить - 100-200 тыс. грн.
В самом АМКУ Корреспондент заверили, что всегда соблюдают сроки рассмотрения заявлений. В прошлом году, говорится в ответе пресс-службы ведомства, в комитет попало почти 800 заявлений на выдачу разрешений на слияния-поглощения. И почти столько же, мол, они и выдали. Причем заработали на этом для государства более 4 млн грн., исходя из того что выдача одного разрешения стоит 300 не облагаемых налогом минимумов, то есть 5,1 тыс. грн.
Однако о том, что в АМКУ не все гладко, знают даже провластные депутаты. Так, Ирина Горина, нардеп от ПР, говорит: власть делает все, чтобы положить конец проблемам. "Очень много людей уже понесли наказание за взятки. Я со своей стороны предлагаю помощь предпринимателям: если от них требуют взятки, пусть обращаются ко мне", - призывает парламентарий.
Примерно о том же говорит и Деревянко. "Если бы компании говорили об этой проблеме публично, а не в кулуарах, мы [ЕВА] могли бы с конкретными претензиями обращаться в АМКУ", - уверяет исполнительный директор ЕВА.
|
|
100 USD | 2591.5589 грн. | |
100 EUR | 3039.6394 грн. | |
10 RUB | 4.3524 грн. | |
100 GBP | 3393.6667 грн. | |
10 XAU | 326432.76 грн. | |
10 XAG | 4291.62 грн. | |
10 XPT | 241274.13 грн. | |
10 XPD | 227798.03 грн. | |