Стелла проработала в киевском дельфинарии «Немо» всего несколько месяцев. Увидев его закулисье, решила уволиться. «Не смогла вынести вида тюрьмы», — пишет она на одном из форумов защитников животных. По её словам, после представления дельфины лежат, уткнувшись носами в барьер, и издают тоскливые звуки. «Они были королями моря, а стали клоунами за решёткой!» — возмущается Стелла.
Начиная с 2009 года в пяти украинских городах, отдалённых от моря, открылись дельфинарии. Экологи выяснили: все они работают без разрешительных документов и под прикрытием муниципальных властей. А дельфинов туда поставляют контрабандным путём —
эти животные занесены в Красную книгу, и отлов их в украинских водах запрещён. «Идёт нелегальная торговля дельфинами, — заявляет активист Национального экологического центра Украины Олег Андрос. — На чёрном рынке один может стоить до 25 тысяч долларов». В эпицентре скандала оказалась самая масштабная в стране сеть дельфинариев «Немо». По результатам проверок пожарной, санитарной, строительной и экологической инспекций были закрыты и опечатаны киевский и донецкий филиалы. Однако их администрация сорвала пломбы и продолжила деятельность. Сегодня это дело рассматривается в Одесском окружном административном суде.
Суд да дело
Экс-сотрудница столичного дельфинария Стелла рассказывает, что животных держат в бассейне с фекалиями — чистят его крайне редко. В этой же воде плавают дети, которые проходят курс дельфинотерапии. «Чтобы вода не цвела и не воняла, её глушат хлором!» — возмущается женщина. Несмотря на то, что киевский дельфинарий «Немо» из-за несоблюдения норм официально закрыт, в нём ежедневно, кроме понедельника, проходит по 2–3 представления. Билет в среднем стоит 100 грн., а зал на 900 мест почти всегда заполнен, выходит, что только за день дельфинарий зарабатывает до 270 000 грн.
И это без дополнительных платных услуг вроде фото с дельфинами (от 100 грн.) и купания с ними (от 250 грн.). Столичная прокуратура через суд повторно добилась закрытия заведения, однако ООО «Нерум», которому принадлежит «Немо», опротестовало решение в апелляционном суде. После этого киевская прокуратура подала иск в одесский суд — по месту юридического адреса компании, среди учредителей которой, по данным Фокуса, и брат замглавы КГГА Михаила Кучука Вячеслав.
Рассмотрение дела длится по сегодняшний день. В ООО «Нерум» Фокусу заявили, что нарушений в своей работе не видят, но готовы полностью подчиниться решению суда, и от дальнейших комментариев отказались. «Мы использовали все полномочия. Пока идёт суд, ничего предпринять не можем», — призналась в бессилии прокуратуры пресс-секретарь Мирослава Мушка. Однако прокуроров в этом деле поддерживают и экологи. Они давно выступают за закрытие всех дельфинариев в Украине, поскольку ни одно заведение не может воссоздать природные условия для жизни этих животных. Кроме того, остаётся открытым вопрос, откуда берут дельфинов, ведь отлавливать их запрещено, а в неволе они рождаются крайне редко. «Разрешается подбирать только больных животных, но не для коммерческой эксплуатации, как это происходит, а для их реабилитации», — объясняет эколог Олег Андрос. В дельфинариях убеждают, что существует масса законных способов пополнения семейства дельфинов. Однако назвать хотя бы один из них отказались, ссылаясь на коммерческую тайну.
Кнутом без пряника
Больше всего экологи обеспокоены условиями содержания дельфинов в неволе. «На теле животных есть раны. Очевидно, их бьют», — предполагает директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. Его слова подтверждает экс-работник террариума при дельфинарии «Немо» Кирилл: «Дельфинов бьют, но в воспитательных целях. Со стороны кажется, что им больно. Но это не так». При этом наличие травм у животных он признаёт, но связывает их с посетителями. По его словам, они часто бросают в воду разные предметы, которые дельфины тут же глотают. После этого приходится вызывать ветеринара. Порой сами тренеры перекармливают подопечных. «Животные немного ожирели. Поэтому с более сытной горбуши их перевели на постную корюшку», — рассказывает Кирилл.
Лидер движения «Украина без дельфинариев» Евгений Пахомов переживает не столько из-за кормёжки дельфинов, сколько из-за бассейнов, в которых они обитают. Он называет их не иначе как консервными банками. «Животным там тесно и мелко. К тому же воду дезинфицируют соединениями хлора, что приводит к дисбактериозу и снижению иммунитета у дельфинов», — объясняет Пахомов. Поэтому животных постоянно пичкают антибиотиками. А чтобы не завелись глисты, кормят рыбой, прошедшей глубокую заморозку. При этом переездные дельфинарии, по его словам, и вовсе наполняют пресной водой, а чтобы дельфины не погибли, её досаливают обычной поваренной солью. «Морская вода незаменима для этих животных, — утверждает директор евпаторийского Международного института дельфинотерапии Виктор Лысенко. —
В искусственной среде у них возникают грибковые заболевания кожи, падает зрение, появляются проблемы с дыханием и мочевыделительной системой». Такие дельфины, по его словам, живут тяжело и недолго.
Друг человека
Многие дельфинарии оправдывают свою деятельность терапевтическими процедурами, в которых задействованы морские млекопитающие. Однако специалисты полагают, что в закрытых дельфинариях такие процедуры не дают результатов. Лечебный эффект достигается за счёт ультразвука, который издают эти животные, в закрытых же бассейнах дельфины зачастую молчат, так как ультразвук отражается от стен и потолка и им от этого дискомфортно. «Дельфин — акустическое животное, и ему нужна комфортная акустическая среда», — говорит Виктор Лысенко. Поэтому терапевтический эффект, по его мнению, возможен только в приморских дельфинариях, где среда обитания максимально похожа на ту, в которой дельфины живут на воле. «Наш институт запатентовал методы дельфинотерапии с учётом всех необходимых условий для животных. А так как за лицензиями на работу с использованием этих знаний к нам никто не обращался, напрашивается вывод, что дельфинарии либо незаконно копируют нашу методику, либо же просто её имитируют», — подчёркивает Лысенко.
«Мой сын страдает психосоматической аллергией. Раскошелилась на сеанс дельфинотерапии — 800 гривен за 30 минут, но болезнь осталась», — вздыхает киевлянка Александра Мовчун. Виктор Лысенко пояснил, что в этом деле важна регулярность и длительность, поэтому одноразовые сеансы могут принести позитивные эмоции, но не исцеление. Систематическое же лечение требует не только внушительных финансовых вложений, но и квалифицированного «ведения» тренером или зоотехником, способным улавливать состояние животного и не перегружать его в ходе процедур.
Тем временем экологи собирают подписи за прекращение коммерческой эксплуатации дельфинов в Украине и призывают бойкотировать все дельфинарии. «Если вы любите дельфинов, не ходите смотреть на их медленную смерть, не аплодируйте заключённым», — просит активист Евгений Пахомов. По его мнению, порабощённых животных спасти уже нельзя, но можно помочь тем, кто ещё плавает в море. Ведь если в дельфинариях посетителей будет мало, бизнес станет невыгодным, и они закроются.
Цена счастья
Дополнительные услуги дельфинариев
Фото на помосте с дельфинами (до 5 человек) — 100 гривен
Купание с двумя дельфинами (1 человек) — 250 гривен/круг
Плавание-купание и общение с двумя дельфинами — 600 гривен/5 минут, 1000 гривен/10 минут
Дайвинг с дельфинами (обучение + оборудование) — 1000 гривен/30 минут
Катание на лодочке (1 человек) — 150 гривен
Они не видели моря
Количество дельфинов, родившихся в Украине в неволе
8 — в Государственном океанариуме в Севастополе
4 — в Одессе в дельфинарии «Немо» (2 вскоре умерли)
1 — в Ялте в «Акватории»
1 — в Севастополе в Артбухте
1 — в Карадаге (умер вскоре после рождения)
Ни одного случая рождения дельфинов в неволе второго поколения (от родителей, рождённых в неволе) не зафиксировано.
По данным Национального экологического центра Украины
|
|
100 USD | 2591.5589 грн. | |
100 EUR | 3039.6394 грн. | |
10 RUB | 4.3524 грн. | |
100 GBP | 3393.6667 грн. | |
10 XAU | 326432.76 грн. | |
10 XAG | 4291.62 грн. | |
10 XPT | 241274.13 грн. | |
10 XPD | 227798.03 грн. | |