Четверг, 25 Апреля 2012 17:57
Здоровье
Эксперты не верят, что в Украине подешевеют лекарства. А вот рост цен вполне возможен. Украинцев ожидает серьезное новшество. Все лекарства и медицинские препараты, за исключением разве что самых элементарных, скоро, возможно, будут продавать только по рецепту врача, как в Европе. Такую идею озвучил премьер-министр Николай Азаров. По его словам, сегодня в нашей стране 85% лекарств люди покупают без назначения доктора, ориентируясь на советы знакомых или рекламу. А новые правила помогут избежать самолечения.
Кроме того, с 1 мая правительство планирует запустить пилотный проект референтных (обоснованных, справедливых) цен на некоторые медикаменты. Пока что такие цены будут установлены на немногочисленную их группу, а именно – на лекарства от распространенной в Украине гипертонической болезни.
На данный момент основной документ, регулирующий оборот лекарств в стране, - это Закон Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.1996. Он четко разделяет препараты на рецептурные и безрецептурные. Список лекарственных средств, которые отпускаются в аптеках без рецептов, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении перечня лекарственных средств, разрешенных для использования в Украине, которые отпускаются без рецептов из аптек и их структурных подразделений» от 03.02.2012. Сегодня этот перечень насчитывает 3 755 наименований.
Эксперты прокомментировали «Главреду» проект референтных цен на лекарства и планы по их продаже только по рецептам, а также рассказали, какие риски это создает для украинцев.
Идеи правильные – страна к ним не готова
Введение референтных цен и продажа лекарств по рецептам – правильные идеи. Но сейчас Украина и ее система здравоохранения не готовы к реализации таких планов, считают специалисты. Член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, регионал Валерий Коновалюк отметил, что правительственные инициативы основываются на европейском опыте: в Европе большинство медикаментов можно приобрести только по рецепту. Однако воплощение этих идей в жизнь при нынешнем состоянии украинской системы здравоохранения – нереально. «Без создания общегосударственной страховой медицины эти шаги будут неэффективны. Чтобы от них был толк, необходимо проводить реформу здравоохранения», – подчеркнул Коновалюк. Кроме того, по мнению депутата, государство должно лучше контролировать качество лекарств. «Необходимо улучшить качество медицинских препаратов, поскольку часто они не отвечают требованиям. 40% препаратов – некачественные, фальшивые. Государство должно контролировать качество медикаментов более активно, чтобы человек, тратя немалую часть своих доходов в аптеке, не покупал бесполезный препарат. Отдельными шагами проблему качества медицины не решить – нужен системный подход и реформа», – добавил он.
Согласна с коллегой и глава того же парламентского комитета Татьяна Бахтеева. «Украинская система здравоохранения сейчас не готова к подобным новациям. Во-первых, сейчас период реформ. Во-вторых, не определены приоритеты семейного врача и возможности фельдшерско-акушерских пунктов. Внедрять в жизнь перечисленные инициативы изолированно от системы реформирования и введения страховой медицины нельзя», – отметила депутат.
Во всех цивилизованных странах, где существует страховая медицина, медикаменты продаются по рецептам. Если медикамент выписывает врач, страховая компания компенсирует практически всю его стоимость (за исключением некоторых групп препаратов), рассказал врач анестезиолог-реаниматолог, эксперт сектора здравоохранения Фонда общественной безопасности Виталий Скороходов. «Помимо того, что в Украине так и не развилась страховая медицина, у нас просто нет рецептурных бланков. А они необходимы в достаточном количестве для осуществления таких замыслов», – подчеркнул он.
Кроме того, существует проблема перегруженности семейных врачей и терапевтов. «Вместо 10-20 человек им приходится принимать 40-50 человек. Сейчас им хватает времени на минимальный осмотр больного, – рассказал Скороходов. – А если они каждому больному будут еще выписывать три-пять препаратов, то на каждого у них будет уходить в два-три раза больше времени. То есть нужно или увеличивать количество врачей, или ограничивать прием».
Доктор Скороходов считает, что в нашей стране вполне может сложиться ситуация, когда в список рецептурных медикаментов могут попасть «элементарный анальгин, валокордин или корвалол». «Тогда нашим несчастным бабушкам придется бегать к врачу за рецептом на цитрамон, анальгин или корвалол. У нас можно ожидать чего угодно», – добавил он. В список рецептурных препаратов, по его мнению, необходимо внести только антибиотики и различные сильнодействующие препараты.
Министр здравоохранения оппозиционного правительства Сергей Шевчук считает, что по рецепту должны продаваться сильнодействующие, токсичные, психотропные препараты и медикаменты со сложными побочными эффектами. «Препараты, которые носят оздоровительный, профилактический характер, которые пациент может спокойно принимать, не опасаясь побочных эффектов, нет необходимости вводить в режим рецептов. Иначе это будет просто абсурдом. Разве будет человек за бисептолом ходить к врачу, выстаивать очереди и заражаться от других пациентов?» – добавил Шевчук.
Риски рецептурных правил
С продажей большинства медикаментов по рецепту связан ряд рисков, предупреждают эксперты. Так, существенная угроза появится, если в Украине не будет когорты квалифицированных докторов (а не «тех, кто лечит по методикам прошлого века»), которые были бы независимы от фармацевтических компаний, считает Сергей Шевчук. Ведь сегодня большая часть больниц и госпиталей уже давно сотрудничают с такими компаниями, распространяя их препараты. «Есть риск, что продажа гражданам лекарств только по рецептам приведет к тому, что фармацевтические компании определят, кто из докторов какие препараты назначает, и как этих докторов можно «привлечь» действовать в их интересах. Тогда речь будет идти не о лечении человека наиболее эффективным и щадящим способом, а забрасывании пациента самыми дорогостоящими препаратами той фирмы, на которую работает врач», – предостерег Шевчук.
Чтобы избежать другого риска, связанного с ажиотажем и критикой населения, на продажу медикаментов по рецепту нужно переходить постепенно, подчеркнула Татьяна Бахтеева. «Подобные инициативы рассматривались и раньше, но так и не смогли реализоваться. У нас огромная страна, есть населенные пункты, находящиеся далеко от лечебных учреждений. В таких условиях подобное новшество, безусловно, вызовет ажиотаж и недовольство. Прежде всего, у пенсионеров, которых у нас 12 миллионов, и они испытывают постоянную необходимость в приеме лекарств», – отметила она.
Следующий риск, по словам Виталия Скороходова, связан с тем, что население так и не перестанет заниматься самолечением. Ведь его причина заключается в том, что людей ежедневно с экранов телевизоров призывают купить самые разнообразные и чудодейственные лекарства, способные «помочь от всех болезней». «Большинство из рекламируемого – биологически активные добавки (БАДы). И это не изменится, потому что закон о рекламе медикаментов ограничивает рекламу только лекарственных препаратов. В итоге люди будут лечиться не лекарствами, а БАДами. Особенно это касается пенсионеров, которые бегут в аптеку за препаратом, едва увидев рекламу. А эти препараты часто абсолютно бесполезны, и хорошо, если не вредят», – объяснил врач. То есть в итоге все это может негативно сказаться на здоровье украинцев.
Вопрос цены
В результате внедрения практики продажи лекарств по рецептам медикаменты могут подорожать, считает Валерий Коновалюк. «Ведь в этом случае аптеки будут терять объемы продаж, и в результате они будут вынуждены поднимать цены, чтобы сохранить рентабельность и не допустить убыточности аптек», – добавил он.
При этом проект референтных цен на лекарства может не оправдать надежды. «Сегодня цены на лекарства в Украине в 3-4 раза выше, чем в европейских странах и соседних государствах. Причина кроется в концентрации украинской фармацевтической отрасли в частных руках. Фармацевтические фирмы и сети монополизировали рынок. А Антимонопольный комитет бессилен перед сговором производителей», – объяснил врач Виталий Скороходов. Таким образом, референтные цены на небольшие группы препаратов (а пока что они устанавливаются только на лекарства от гипертонической болезни) не решат проблемы дороговизны медикаментов, потому что производители компенсируют свои убытки, повысив цены на другие препараты, например, сердечнососудистые или антибиотики. «Нужно брать под государственный контроль всю продажу медикаментов и устанавливать референтные цены на все группы препаратов. Но это грозит нам тем, что некоторые препараты вообще исчезнут из оборота, особенно – импортного производства. Наши препараты в большинстве случаев изготовляются из низкокачественного сырья, поэтому, в конце концов, это скажется на здоровье людей», – предостерег эксперт.
Намерения власти снизить цены на лекарства Сергей Шевчук называет «благими», однако отмечает, что перед выборами они всегда такие. «Каждый министр перед важным событием вспоминает о лекарствах. Так было с Полищуком (когда он ходил по аптекам, проверял цены; правда, как-то случайно там оказывались телекамеры), так было и с Семиноженко. И теперь с приходом нового министра власти сразу взялись за удешевление лекарств», – рассказал депутат. Но, как правило, подобные кампании с треском проваливаются уже через несколько месяцев после старта.