Греция не может выполнить всех условий кредиторов

Греция не может выполнить всех условий кредиторов

Он летел со свистом, но так и не достиг цели. Он - это законопроект размером 700 страниц, содержащий новый план экономии греческого премьер-министра Лукаса Пападемоса. Целью был греческий министр финансов Эвангелос Венизелос, выступавший с трибуны парламента. А плохо прицелившийся депутат - Георгиос Маврикос от Коммунистической партии, швырнувший документ, возмущенный его условиями.

Маврикос - не единственный, кто не согласен с талмудом премьера. Мало кто из депутатов готов взять на себя ответственность за него накануне апрельских выборов в парламент Греции. Но этот документ - соглашение с "тройкой" международных кредиторов (Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ). А спорить с инструкциями Брюсселя в Афинах сегодня не принято. "Это вопрос партийной дисциплины", - заявил своим однопартийцам накануне голосования по соглашению Антонис Самарас, главный претендент на кресло нового премьера. И предупредил: все, кто проголосует "против", на выборы не попадут. Поэтому 12 февраля пакет жестких экономических мер все-таки был принят.

Споры темпераментных парламентариев - больше, чем просто внутренние проблемы Греции. Именно они стали причиной того, что на прошлой неделе министры финансов ЕС перенесли свою встречу, на которой должна была решиться судьба второго выкупа Греции, с 15 на 20 февраля. Хотя до дня Х, когда страна будет погашать облигации на 14,5 млрд. евро, остался ровно месяц, европейцы не спешат. Переживают, что даже приняв план экономии, греки не смогут воплотить его в жизнь. А значит, второй пакет помощи Греции окажется не последним и станет не спасением Афин от дефолта, а лишь его отсрочкой. И хотя Греция не единственная страна, которая продолжает "качать" деньги у еврозоны, для ЕС это вопрос не столько финансов, сколько доверия. Там, где Брюссель говорит Афинам "может быть", он без колебаний говорит "да" другим проблемным странам, таким как Португалия.

Условные деньги

Между Грецией и дефолтом - помощь Евросоюза в 130 млрд. евро. Между Грецией и 130 млрд. евро - всего-то план экономии для запутавшейся в долгах страны. Законопроект, вызвавший споры в парламенте, полностью соответствует требованиям ЕС и МВФ. Он предусматривает сокращение бюджетных расходов на 1,5% ВВП (3,3 млрд. евро) в 2012 году. А также отказ от 1,1 млрд. евро расходов на здравоохранение, снижение пенсий, благодаря которому исчезнет необходимость в еще 300 млн. евро, сокращение минимальной зарплаты на 20% и увольнение 15 тыс. госслужащих. В целях пополнения госбюджета Афины пообещали провести реформу рынка труда, структурные реформы и приватизировать многие крупные госкомпании, в частности, газовую компанию DEPA, газового оператора DESFA и нефтепереработчика Hellenic Petroleum.

Но Брюсселю этого мало. "Нам нужны гарантии, что даже после выборов, какая бы коалиция в итоге ни появилась, договоренность (между ЕС, МВФ и Грецией. - Ред.) будет выполнена", - заявила министр финансов Австрии Мария Фектер.

Государства ЕС опасаются, что их многомиллиардная помощь превратится в очередной бесполезный подарок, за которым потребуется еще не один. Эти опасения емко выразил глава минфина Германии Вольфганг Шойбле, заявив в интервью немецкому радио, что Берлин хочет помочь Греции, но "не собирается швырять деньги в бездонный колодец". Конечно, есть и такие, кто готов помогать в любом случае. Франции принадлежат $48 млрд. греческих долгов, Германии - еще $19 млрд., и они осознают, чем греческий дефолт обернется для их собственных банков. Но те, кто "не замарался" гособлигациями Афин, например, Финляндия и Нидерланды, все чаще выступают против помощи. "Они не хотят, чтобы их заработанные тяжелым трудом деньги использовались для выкупа страны, которую они считают безответственной", - объясняет Джон Уильямсон, старший сотрудник Peterson Institute of International Economics. Поэтому все чаще в Брюсселе звучат предложения отсрочить предоставление второго пакета помощи Греции или разбить его на части, чтобы иметь возможность отодвигать дефолт каждый раз, когда возникнет его угроза.

Порядка нет

Страхи европейцев вполне понятны. План экономии может быть так и не доведен до конца. Такое уже случалось: Афины до сих пор не выполнили все требования, которые Брюссель выставлял им вместе с помощью в 110 млрд. евро в 2010 году. Поэтому теперь европейцы дуют на воду и тянут с предоставлением второго пакета помощи. "Греки все еще должны сделать домашнюю работу по предыдущему пакету помощи, прежде чем мы решим относительно нового", - говорит Мария Фектер от имени министров финансов еврозоны.

Воплотить обещания в жизнь Афинам, как и в прошлый раз, могут помешать социальные беспорядки. Вот уже пятый год Греция находится в рецессии. С докризисного 2008 года ВВП страны сократился на 16% и в этом году уменьшится еще на 3%. Каждый пятый грек и каждый второй молодой грек сегодня сидит без работы. У большинства госслужащих зарплаты уменьшились вдвое. Молодые пары с детьми переезжают к родителям, чтобы сэкономить на жилье. В аптеках уже не хватает лекарств. Каждый день закрываются мелкие предприятия.

Из-за всего этого уже второй год в Греции не стихают демонстрации, забастовки и поджоги. На прошлых выходных, например, более 8 тыс. греков вышли на улицы Афин, протестуя против программы экономии. "Свергните диктатуру монополии Евросоюза", - гласили транспаранты, вывешенные на бастионах Акрополя. В Греции даже появилось новое популярное движение "Я не буду голосовать".

Взрывные настроения в обществе - прямая угроза политической стабильности. Сегодня в стране набирают популярность крайние левые и правые партии. А партии, входящие сейчас в правящую коалицию (левоцентристская ПАСОК и правоцентристская "Новая Демократия"), разваливаются на глазах.

Шесть членов кабинета министров Пападемоса уже отказались от своих кресел. После того как 43 депутата из коалиции проигнорировали предупреждение Антониса Самараса, процитированное вначале, и проголосовали против соглашения с "тройкой", они были исключены из своих партий за то самое "нарушение партийной дисциплины". В результате размер правящей коалиции уменьшился с 80% депутатов парламента до менее чем двух третей.

Другими словами, о победе на апрельских выборах нынешней правящей партии ПАСОК можно забыть - по последним опросам, она получит не более 8% голосов. Еще треть голосов достанется второй коалиционной партии - "Новой Демократии" - во главе с Самарасом. В итоге новый греческий парламент будет фрагментирован и сильно поляризован. А это неизбежно затруднит реализацию реформ. Более того, Антонис Самарас, которому пророчат кресло премьера, хотя и проголосовал за план экономии ради денег ЕС, является одним из его главных критиков. Это тоже не прибавляет европейцам уверенности, что их 130 млрд. евро не будут потрачены впустую.

Наконец, даже если все удастся, и 700-страничный документ будет воплощен в жизнь, это вовсе не гарантирует, что Греция все равно не окажется на грани дефолта. "Сомневаюсь, что условия, которые выставили европейские лидеры, помогут решить этот кризис", - считает Джон Уильямсон. По расчетам Еврокомиссии и МВФ, чтобы сократить греческий госдолг к целевому показателю - до 120% ВВП к 2020 году - нужно увеличить помощь стране со 130 млрд. евро еще на 6 млрд., да еще и списать более 70% долга частным кредиторам. Но даже если сократить размер госдолга, его обслуживание все равно будет обходиться Греции очень дорого. В 2012 году Афинам придется выложить за проценты по долгу 4,9% ВВП; в 2013 году эта сумма возрастет до 6,3%, даже если 70% долга Греции будут списаны частными кредиторами.

Уильямсон и многие другие скептики верят, что выход только один - Греция должна выйти из еврозоны. Тогда она могла бы девальвировать национальную валюту, и хотя суверенный дефолт и последующая волна банкротств в стране были бы неизбежны, это все быстро осталось бы позади. Правда, тогда Афины лишились бы возможности получать помощь от Брюсселя, а на это греки не пойдут.

Но если скептики правы, и страхи ЕС не беспочвенны, мы еще увидим не один раунд переговоров Греции и "тройки", пока и те, наконец, не позволят Афинам объявить дефолт.

Не Грецией единой

Также погрязшие в долгах Италия и Испания со своими проблемами пока справляются лучше. Новый итальянский премьер Марио Монти и его испанский коллега Мариано Рахой Брей всерьез занялись реформой рынка труда, ведь из-за сложностей в увольнении лишних работников местному бизнесу трудно быстро реагировать на удары кризиса. Это существенно тормозит борьбу с экономическими проблемами в обеих странах.

В целом и Рим, и Мадрид успешно обходятся без финансовой поддержки - хотя гарантий, что так будет и впредь, нет. "Италии и Испании кризис в еврозоне коснулся только недавно, и в прошлом году их экономики еще показывали рост. Но в этом году их ВВП будет сокращаться из-за фискальной экономии и жестких кредитных условий", - предупреждают о грядущих опасностях авторы исследования Global Economic Perspectives из Deutsche Bank.

Зато Португалия, похоже, возьмет пример не с Рима, а с Афин, и попросит у Брюсселя второй пакет помощи. На прошлой неделе все та же "тройка спасателей" пыталась оценить, как Лиссабон справляется с обязательствами, взятыми весной прошлого года вместе с пакетом помощи в 78 млрд. евро.

Одним из них было требование сократить бюджетный дефицит. Но ВВП страны падает - на 3% в 2011 году, и правительству все труднее с этим бороться. Министр финансов Португалии Виктор Гаспар уверяет, что его страна с задачей справится. Но его немецкий коллега Вольфганг Шойбле с готовностью предложил Гаспару финансовую поддержку. И обошелся без фраз про "бездонный колодец". Похоже, все дело в доверии. Афины его не заслужили. Зато Лиссабон смог.



Курсы валют на 31 Июля

100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
10 RUB 4.3524 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.

Курсы ценных металлов на 31 Июля

10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.