На рассмотрении у Президента на сегодняшний день остается Закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства" (№9202), который был подан правительством в парламент в прошлом году. Основная его цель сводится к оказанию малому и среднему бизнесу (МСБ) различных видов поддержки, в частности, финансовой. Но о способах ее оказания не сказано ни слова. По мнению авторов документа, реализация закона позволит увеличить долю МСБ в экономике. Однако эксперты уверяют, что бизнес от новой инициативы правительства ничего не выиграет и документ носит исключительно декларативный характер.
Кабмин решил реабилитироваться
Последний год МСБ переживал нелегкие времена. В основном из-за неразберихи вокруг норм Налогового кодекса, который был поспешно внедрен с начала 2011. Из-за ограничений по отнесению на валовые затраты для юрлиц, а также воцарившейся неопределенности по поводу того, что же будет с упрощенной системой налогообложения.
Масла в огонь подливала еще банковская система, которая продолжала крайне ограниченно кредитовать МСБ. Бизнес-сообщество обвиняло правительство в том, что чиновники уничтожают самозанятость. В доказательство организации предпринимателей заявляли о массовом прекращении хоздеятельности. Им противостояла налоговая, которая уверяла, что по статистике все в порядке. Хотя, кто хоть раз имел "счастье" побывать в шкуре предпринимателя, хорошо знает, насколько тяжело официально закрыться. Так что неудивительно, что статистика у нас стабильно "хорошая".
Видимо, после такого шквала обвинений Кабмин решил хоть как-то соблюсти приличия. В конце сентября прошлого года в парламенте был зарегистрирован законопроект "О поддержке малого и среднего предпринимательства", который парламент принял уже в середине января этого года.
В документе прописано очень много хорошего и правильного – "создание благоприятных условий для кооперации МСБ и крупного бизнеса", "стимулирование инвестиционной и инновационной активности", "обеспечение занятости путем развития предпринимательства", "содействие развитию венчурного предпринимательства".
Кому не будут помогать
Закон предусматривает, что господдержка включает в себя финансовую, информационную, консультационную поддержку МСП в сфере инноваций, науки и промышленного производства, экспорта, а также поддержку в подготовке кадров. При этом документ устанавливает определенные ограничения. Финансовая поддержка не оказывается кредитным, страховым организациям, инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, предпринимателям-нерезидентам. В это число попали также те, кто занимается производством/продажей оружия, алкоголя, табака, обменом валют, сдают в аренду недвижимость. Не могут претендовать на финпомощь и те предприниматели, которые признаны банкротами, находятся в стадии ликвидации, подали недостоверные данные о себе, имеют задолженность перед бюджетом, Пенсионным фондом, а также те, кто уже получают поддержку от государства.
Помимо этого, предусмотрено создание специального уполномоченного органа в сфере развития МСБ, а также сказано о содействии в развитии инфрастуктуры поддержки МСБ. Речь идет обизнес-центрах, бизнес-инкубаторах, научно-технических центрах, центрах трансфера технологий, фондах поддержки малого предпринимательства, лизинговых компаниях. Также закон обязывает Кабминежегодно отчитываться перед парламентом о том, как осуществляет поддержка.
Еще одна любопытная деталь. Документ устанавливает свою категоризацию бизнеса. Это микропредпринимательство с количеством наемных работников до 10 человек и оборотом до 2 млн евро в год, малое предпринимательство – не больше 50 работников и 10 млн евро, крупный бизнес – более 250 работников и оборот свыше 50 млн евро. А все остальные – это так называемые "середняки".
Вилами по воде
Эксперты Главного научно-экспертного управления и Главного юридического управления аппарата Верховной Рады в своих комментариях рекомендовали этот документ вообще не принимать. Во-первых, ничего принципиально нового он в себе не несет. В Украине действовал практически одноименный закон от 2000 года. Почему он потерял свою актуальность – непонятно. По мнению экспертов, целесообразнее было бы внести необходимые изменения в Бюджетный, Налоговый, Хозяйственный, Гражданский кодексы и прочие документы, которые регулируют, в частности и вопросы по развитию МСБ.
Во-вторых, для оказания финансовой поддержки МСБ законом не предусмотрены реальные источники. Грубо говоря – откуда брать деньги?! И как понимать утверждение авторов в пояснительной записке о том, что дополнительные бюджетные средства для реализации закона не потребуются?
В-третьих, предложенная категоризация бизнеса не отвечает законодательству. Почему оборот вдруг исчисляется в евро, а не в гривне? К тому же Налоговый кодекс уже установил свои категории бизнеса.
Законов и без того хватает
Эксперты и представители организаций предпринимателей, которых опросил UBR.UA, также отметили, что документ носит исключительно декларативный характер и бизнесу от внедрения этих норм не будет ни холодно, ни жарко. "Направление выбрано правильное, но мое общее впечатление от закона скептическое. Написано много всего общими фразами. Причем большинство норм документа и так прописаны в других законах. У нас есть, например, программа микрокредитования бизнеса. Но основная проблема заключается в том, что существующие программы просто не выполняются", - подчеркивает эксперт Национального института стратегических исследований Алексей Молдован.
Он также выразил недоумение по поводу предложения создать новый отдельный исполнительный орган власти для развития МСБ: "У нас ведь прошла административная реформа, в рамках которой государственный аппарат наоборот был сокращен. Зачем новый орган, если эти функции возложены на министерство экономического развития и торговли, а также на соответствующие местные органы власти?!".
С ним согласился и эксперт Совета предпринимателей при Кабинете министров Сергей Кравченко, отметив, что реализацией госполитики в этой сфере должно заниматься одно учреждение – это недавно созданная Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
Что нужно бизнесу
Конечно же, конкретика. По словам предпринимателей, закон нужно дополнить нормами, которые бы предусматривали реальный механизм осуществления поддержки МСБ. Если речь идет о кредитовании, компенсациях процентных ставок по уже выданным кредитам, то необходимо четко указать условия получения помощи: кто имеет на нее право, какие документы, куда и кому подавать.
Ряд инициатив от самих предпринимателей законодатели при этом не восприняли. Так, Всеукраинское объединение предпринимателей "Фортеця" предлагала сделать обязательной норму по оказанию финансовой помощи МСБ, предусмотрев конкретный процент от госбюджета. Но профильный парламентский комитет эту идею отклонил. Как и предложения по упрощению налогового и финансового учета, по включению в инфраструктуру поддержки МСБ зон экспортной переработки и производства для развития производительного предпринимательства. Кроме того, предприниматели считали необходимым предусмотреть возможность финансовой поддержки для тех предприятий, у которых задолженность сформировалась в результате форс-мажора, стихийных бедствий, как это было после наводнений 2008 года. Но депутаты снова проигнорировали.
"Закон "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине" носит не просто декларативный характер, а предусматривает нормы, выполнение которых или не повлияет на предпринимательство, или же их влияние невозможно оценить. Наличие этого Закона не несет вреда для бизнеса, но ставит жирный крест на возможности принятия другого, реально эффективного и полезного Закона, тем более в предвыборный год", - отметила глава объединения Оксана Продан.
Как могло быть
Эксперты обратили внимание на успешный опыт поддержки МСБ в других странах. Например, в Польше с 1997 года действует "Национальный фонд кредитных гарантий" для предоставления займов МСБ. "Действуют также льготные налоговые ставки для новых предприятий и предприятий, которые создают новые рабочие места. Работает специальная правительственная программа, направленная на улучшение условий привлечения внешнего финансирования для бизнес-потребностей МСБ", - рассказал Сергей Кравченко.
В Грузии, по его словам, Налоговым кодексом предусмотрена такая смелая норма, как полное освобождение от налогообложения. Она действует только для малого бизнеса с оборотом до $17 тыс. в год, то есть до 136 тыс. грн. Принципиальное значение для развития МСБ имеет еще доступность кредитных средств. В США, например, с 2010-го действует закон о поддержке малого бизнеса, согласно которому банки, которые кредитуют "малышей", получают господдержку.
А в Украине вот уже два года подряд не выполняется госпрограмма микрокредитования МСБ, финансирование которой предусмотрено госбюджетом в размере до 15-10 млн грн (на 2010-2011 гг. соответственно). Деньги небольшие, но все-таки. Почему они не дошли до адресата? Так что, чтобы доказать свои симпатии к МСБ правительству не стоило придумывать очередной проект. Достаточно было бы выполнять нормы действующего законодательства.
|
|
100 USD | 2591.5589 грн. | |
100 EUR | 3039.6394 грн. | |
10 RUB | 4.3524 грн. | |
100 GBP | 3393.6667 грн. | |
10 XAU | 326432.76 грн. | |
10 XAG | 4291.62 грн. | |
10 XPT | 241274.13 грн. | |
10 XPD | 227798.03 грн. | |