Украинский чернозем…Это - гордость и богатство страны. Сколько крови и пота пролили наши предки, обрабатывая и защищая его?! Поговаривают, что и немцев очень интересовал именно он, когда завоеватели приходили с оружием в Украину. Некоторые очевидцы тех времен утверждают, что украинский чернозем эшелонами везли в центральную Европу. Только наша земля усеяна костями не только тех, кто ее защищал, но и тех, кто, выращивая урожай, умирал от голода.
Ежегодно в конце ноября мы вспоминаем о трагедии, которая разыгралась в 32-33 годах прошлого века на территории советской Украины. Хотя в учебниках «Истории УССР», по которым мы учились когда-то в школе, о страшном голоде в наших краях ничего не написано, однако о том, какая драма разыгралась в украинском селе того времени, мне было известно из уст моих родственников, чудом вырвавшихся из смертельных объятий голодомора.
Пережитый страх умереть голодной смертью в раннем детстве у моего отца остался на всю жизнь. Он не мог спокойно наблюдать, когда крошки хлеба на столе кем-то рассматривались как сор. Каждый раз, когда кто-нибудь небрежно относился к продуктам питания, у него это вызывало внутренний протест и негодование.
Хотя моему отцу, уроженцу Хорольского района Полтавской области, во время голодомора было лишь несколько лет отроду, он во всех подробностях запомнил тот период детства, когда жители его села на глазах «пухли от голода», умирали или становились безумными. Трагические события весны 1933 года в его память врезались навсегда. Люди вымирали семьями и улицами. В селе не осталось ни птиц, ни животных. Всю живность колхозники уже съели. Мысли взрослых и детей, доведенных от голода до отчаяния, были сконцентрированы только на поисках съестного. Конский щавель, крапива, корневища рогоза, желуди – всем, чем только можно, набивались пустые желудки, а чувство голода лишь чуть-чуть притуплялось. Бывали среди односельчан и случаи людоедства. …
В октябре этого года во время экскурсии по Киеву с журналистами из России, которые приехали на Глобальную конференцию журналистов-расследователей, при посещении мемориала Жертвам голодомора 1932-33 гг., у меня возник спор с Владимиром - коллегой из Петрозаводска. Он был удивлен тем, что в украинской столице есть столько памятных мест, посвященных трагедии 30-х годов, что в нашей стране в календаре отмечен День памяти жертв голодоморов. По мнению Владимира, такое внимание украинцев к трагическим событиям прошлого связано лишь с политикой, ведь «голод был не только в Украине, но и в ряде районов России». «Даже нынешний украинский президент, - аргументировал российский журналист, - не считает голодомор геноцидом украинцев».
Жителя российской глубинки еще можно понять, ведь его упрощенное знание собственной истории скроено по советским лекалам, а события тех лет прочно скрыты в засекреченных архивах. Однако трудно понять главу нашего государства, отрицающего исторический факт геноцида собственного народа советским режимом. Именно украинского народа, а не только украинцев. Голодная смерть не спрашивала у своих жертв, какого они рода-племени.
«Признавать Голодомор как факт геноцида относительно того или другого народа, мы считаем, будет неправильно, несправедливо. – заявил В.Янукович на Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге в прошлом году, - Это была трагедия, общая трагедия государств, которые входили в единый Советский Союз». Видимо нынешний глава украинского государства никогда не интересовался историей собственного народа, а живет прежними стереотипами, навязанными историографами тоталитарного прошлого, столь близкого нынешнему Гаранту.
А факты – упрямая вещь. В 1933 году показатель смертности в советской Украине почти втрое превышал аналогичный показатель Российской Федерации, куда в то время входил и Северный Кавказ, и нынешний Казахстан, по которым прокатился страшный голод. Демографическая статистика тех лет очень показательна. Средняя продолжительность жизни в Украине в 1926 г. у мужчин составляла 42,9 года, у женщин – 46,3 года; в 1933 г. эти показатели упали соответственно до 7,3 (!) и 10,9 (!) лет. Если в Украине в 1926-1929 гг. ежегодно в среднем рождалось 1153000 малышей, то в 1932 году – 782000, а в 1933 году - 470000 детей. Назвать такую динамику вымирания населения «естественной убылью» и язык не поворачивается. Показатель «естественного прироста» населения Украины в 1933 году составил минус 1540 человек, немыслимый ни до, ни после живших и живущих на этой территории поколений.
Очевидно, Голодомор в советской Украине был организован искусственно самой властью. Архивные документы свидетельствуют о том, что из Кремля шли приказы отбирать у крестьян весь урожай зерна. По инициативе Сталина сначала с помощью контрактации, а потом заменившей ее в 1932-33 гг. системы обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов, государство наложило на колхозы и единоличные хозяйства не соответствующие урожаю нормы сдачи зерна. Одновременно большевистская партия начала чистку в Украине среди руководителей сельскохозяйственных районов, колхозов, которые саботировали «драконовские методы» заготовки сельхозпродуктов. В совхозах и машинно-тракторных станциях были созданы по образу и подобию армейских специальные политотделы с выраженными карательными функциями.
По сути, сельскохозяйственные районы стали полигоном, где военно-политические методы выступили основным инструментом по наполнению государственных закромов за счет опустошения личных подворий. Власть, используя силу и карательные методы, организовала войну с собственным народом, обрекая его на голодную смерть. Через систему натуральных штрафов у большинства крестьян были экспроприированы продукты питания. На «черные доски» заносились списки колхозов и отдельных районов, «злостно саботирующих сдачу хлеба по государственному плану». Это означало, что на территориях, охваченных массовым голодом, власть прекращала завоз и продажу продовольствия и всех без исключения промтоваров, полностью лишая селян какой-либо государственной поддержки.
7 августа 1932 года в СССР был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», известный в народе как «закон о колосках». Такое название он получил из-за того, что по нему осуждались крестьяне, занимавшиеся срезкой неспелых колосьев зерновых колхозного или совхозного поля пропитания.
Искусственно созданный голод поддерживался блокадой сельскохозяйственных районов через запрет на выезд в соседние «сытые» республики (Директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 22.01.1933 г. «О предотвращении массового выезда крестьян из Северного Кавказа и Украины»), введением паспортной системы, ограничивающей перемещение населения внутри страны. Дороги, по которым крестьяне пытались добраться до городов, перекрывались специальными вооруженными отрядами. Голодное население не выпускалось за пределы сел и районов. Солдаты ОГПУ окружали населенные пункты, выгребали последнее зерно, забирали продукты питания. В начале марта 1933 г смертность от голода приняла массовые масштабы: в районах и селах Украины уровень смертности колебался от 10 до 100 %.
Территории массового голода подверглись информационной изоляции. Существовал официальный запрет на посещение западными журналистами голодающих районов. Предание гласности информации о голоде в сельскохозяйственных регионах расценивалось сталинским режимом как «подрывная деятельность» и сурово наказывалось.
В том же 1933 году, когда СССР экспортировал за границу 105,3 миллиона пудов зерна, умирали от истощения миллионы его граждан. До какой степени цинизма дошла большевистская власть, игнорирующая естественное право на жизнь собственного народа. Советское правительство полностью отрицало информацию о голоде в Украине, так как хлеб, вывезенный из голодающих районов, бесперебойно шел в уплату германских кредитов.
Большевистская пропаганда делала все, чтобы скрыть действительную трагедию своего народа и доказать миру, что страна Советов живёт зажиточно и никакого голода нет. В январе 1933 года с трибуны объединённых Пленумов ЦК и ЦКК ВКП(б) «великий вождь всех времен и народов» И. Сталин по-иезуитски заявлял: "Мы, безусловно, добились того, что материальное положение рабочих и крестьян улучшается у нас из года в год. В этом могут сомневаться разве что только заклятые враги советской власти".
Несмотря на информационную блокаду вокруг масштабного голода в СССР первую брешь в ней пробил журналист из Великобритании Г.Джоунз, который, работая корреспондентом ряда газет в Москве, в 1933 году нелегально побывал в охваченных голодом некоторых местах Украины. Его публикации о миллионных жертвах среди голодного украинского населения на фоне экспорта большевистским режимом в Германию многих миллионов тонн зерна взорвали информационное пространство западных стран. После этого Г.Джоунз был запрещен въезд в СССР. А через два года английский журналист погиб при странных обстоятельствах на севере Китая. В его смерти, в канун собственного 30-летия, не исключается и причастность советских спецслужб.
По злой иронии судьбы, через три месяца после смерти Г.Джоунз главный режиссер советских трагедий и по совместительству генеральный секретарь большевистской партии на первом всесоюзном совещании стахановцев И.Сталин произнес известную фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». С тех пор прошло 75 лет, а «веселье» по-сталински не прекращается.
Украинские черноземы так и остались гордостью и невостребованным богатством страны. Генофонд украинского народа, подорванный многочисленными войнами и голодоморами, так и не смог восстановиться. Двадцать лет страна имеет отрицательный естественный прирост населения, потеряв за это время столько же своих жителей, как в годы «Великого Голодомора» 1932-33 годов. Общество погрязло в коррупции и политических разборках. Украина продолжает терять трудовой и интеллектуальный потенциал, а мы слышим знакомые перлы уже из уст нынешнего украинского премьер-министра Н. Азарова: «Жить стало веселее, жить стало лучше!». Когда же мы будем умнее, и засеем не только украинский чернозем, но и наше общество здоровыми семенами, чтобы получить достойные всходы?
… Приближается скорбная дата. Трагедия, унесшая многие миллионы жизней соотечественников в далекие голодные тридцатые годы, не может быть забыта нами. Историческая память нужна не для того, чтобы разделять общество, а чтобы жить будущим и не повторять ошибок прошлого. Зажжем траурную свечу в память жертв Голодомора 1932-33 годов!
Олег Перетяка
|
|
100 USD | 2591.5589 грн. | |
100 EUR | 3039.6394 грн. | |
10 RUB | 4.3524 грн. | |
100 GBP | 3393.6667 грн. | |
10 XAU | 326432.76 грн. | |
10 XAG | 4291.62 грн. | |
10 XPT | 241274.13 грн. | |
10 XPD | 227798.03 грн. | |