Курсовая стабильность в ущерб экономике

Курсовая стабильность в ущерб экономике

В ситуации, когда западные рынки - США и Евросоюза - в условиях надвигающегося кризиса заливают миллиардами «лишних» денег, на Украине делают все, чтобы «стерилизовать» рынок кредитной ликвидности. Целью такой политики называют «сдерживание инфляции, потребкредитования и курсовую стабильность». В результате – гривня все равно девальвирует, растут ставки кредитов и депозитов, падает и без того жиденькое свободное кредитование. Но это не останавливает «монетаристов» - будет о чем отчитаться перед делегацией МВФ, приезжающей в октябре с инспекторским визитом.

По разному можно относиться к тем способам, которыми тушат кризисный пожар в странах развитой рыночной экономики, иронизируя по поводу денежного бензина – да в полымя. Но из выделенных миллиардов прокредитованы многие проекты в реальной экономике посредством стимулирования потребления. Куда делись сотни миллиардов гривен, выданных украинским банкам в ходе осенне-зимней паники 2008-2009 годов, до сих пор тайна за семью печатью.

Сегодня эстафету эмиссионного кредитования спроса у США перехватывает Европа. И в этом есть как положительные, так и опасные моменты для Украины. В Штатах, несмотря на уровень безработицы выше 9%, уже не рассматривают эмиссию как единственный верный способ стимулирования экономического подъема, опасаясь повысить инфляцию. По-другому выглядит ситуация в ЕС. И не только из-за долгового кризиса Греции. В отличие от США, в Европе больше сконцентрированы на нормализации госфинансов проблемных стран, несмотря на меньшую эффективность госсектора, но относительно мало делается для катализации рыночных механизмов экономического роста. Теперь, под влиянием катастрофических биржевых обвалов, политика стимулирования меняется.

В понедельник, 5 сентября, индекс европейских финрынков обвалился на 5,6% до уровня марта 2009-го, доходность 10-летних немецких облигаций выросла до 1,85%, а итальянских - выше 5,5%, греческих годовых – выше 80%. Глава Deutsche Bank Йозеф Анкерманн заявил, что «многие европейские банки не смогут справиться со списанием гособлигаций, находящихся у них на балансе». Все четче видно: европейская экономика нуждается в дополнительных триллионах стимулирования. Жалкие латания миллиардных бюджетных дыр лишь усиливают агонию евро. И понимание этого, посредством сложной миссии МВФ в Афинах, приходит к руководящим органам Евросоюза, которые призывают стимулировать внутренний спрос посредством увеличения денежной массы. Таким образом, ЕС предлагается копировать экономическую политику Штатов, раскручивая своеобразную мировую «гонку накачивания ликвидности».

У ЕС есть «железное» алиби – эту валютную войну начали не они. Швейцарский национальный банк (ШНБ) во вторник, 6 сентября, объявил о фиксировании минимального курса швейцарского франка к евро, что привело почти к 9% ослаблению швейцарской валюты. Нечто подобное в ближайшее время ожидает также японскую иену. Увеличение объема евро в разы на наших западных границах, без адекватных защитных действий, опасно усилением гривны и падением отечественного экспорта. Но в Киеве об этом пока не задумываются. В то время как мировые Центробанки активно проводят политику «дешевых денег», выставляют коридоры котировок, анонсируя вливание в рынок максимальных объемов ликвидности, на Украине ЦБ упорно проводит политику стерилизации ликвидности.

Это уже привело к тому, что ставки на кредитном межбанке Украины выросли до 20-месячного максимума, по гривневым кредитам достигли уровня 13,5%. При этом объем сделок на кредитном межбанке в августе превысил показатель июля на 25,7%, достигнув 96,944 млрд грн., параллельно резко сократился объем остатков на корреспондентских счетах банков. На утро 30 августа их объем составлял 12,905 млрд грн, 6 сентября – 14,283 млрд грн. Искусственный дефицит гривны сдерживает ее ослабление, но одновременно увеличивает спрос на валюту, усиливая напряженность на рынке.

Такая политика приводит к росту ставок по депозитам. Для физических лиц они растут уже с середины июля. С сентября еще более резко вырастет стоимость ресурсов для бизнеса. Например, Проминвестбанк уже повысил базовую ставку овердрафт с 18% до 24%.Доступным остается кредитное бюджетное и госфинансирование (компенсация кредитной ставки) «для своих». Да и здесь происхождение средств преимущественно заемное.

Но Нацбанк не останавливается в деле изъятия ликвидности из банковского сектора. Скоро рынку предложат «золотые сертификаты» и «валютные ОВГЗ». Когда экспорт металла и химии упадет, а стоимость энергоносителей вырастет, что будет обеспечивать курсовую стабильность? Кредит МВФ?



Курсы валют на 31 Июля

100 USD 2591.5589 грн.
100 EUR 3039.6394 грн.
10 RUB 4.3524 грн.
100 GBP 3393.6667 грн.

Курсы ценных металлов на 31 Июля

10 XAU 326432.76 грн.
10 XAG 4291.62 грн.
10 XPT 241274.13 грн.
10 XPD 227798.03 грн.