Суббота, 3 Июня 2011 10:13
Луганск
Борис МОСКАЛЮК,
Заслуженный журналист Украины
В 17-й раз работники украинских средств массовой информации будут отмечать
6 июня свой профессиональный праздник. Эта дата возникла и была предложена не случайно. Она вызвана всей логикой происходивших тогда, в начале 90-х минувшего века событий. Намериваясь объяснить особенности того времени с позиций сегодняшнего дня, кратко расскажу лишь о том, что, собственно, считаю наиболее значимым. Пишу об этом как непосредственный свидетель и участник
Между «Правдой» и «Галицькою зорею»
День журналиста Украины учрежден в мае 1994 года Указом Президента Украины Леонида Кравчука по инициативе делегатов І Всеукраинского съезда редакторов газет и журналов, делегатом которого был и я. Атмосферу съезда отличала всеобщая обеспокоенность. То, что было вчера, безвозвратно уходило, что будет завтра – вообще неизвестно, а на вопрос «что делать?» – ответа еще не было.
Очевидно поэтому у некоторой части редакторов, возможно из за страха люстрации, возникло сильное желание побыстрее «отмыться» от прошлого и разом, именно на данном съезде, с ним покончить, отказавшись перво-наперво от прежнего праздника – Дня печати, который традиционно отмечали 5 мая.
Сама новая дата,6 июня, приурочена ко дню вступления Союза журналистов Украины в Международную федерацию журналистов в 1992 году.
Поначалу праздничной датой предлагали считать 15 мая, когда в Галичине в 1848 году вышла первая украиноязычная газета «Зоря Галицька». У такого варианта было особенно много сторонников, но в конце концов «победило» предложение тогдашнего председателя СЖУ Евгения Вербило, поддержанное в первую очередь редакторским корпусом Донбасса и правобережной части Украины, а затем и I Всеукраинским съездом редакторов газет и журналов. Убедительным контраргументом стало то, что не надо «менять шило на мыло», ибо в основе уже отвергнутого Дня печати лежал тот же принцип: день выхода в 1912 году первого номера газеты «Правда» – ежедневной легальной массовой газеты, издаваемой большевиками.
В пользу новой праздничной даты сыграло и совпадение Дня журналиста с Пушкинским днем – Днем рождения великого поэта России Александра Пушкина. Что, в свою очередь, и стало основой консенсуса. Однако в кулуарах блуждали и другие мнения. Например, о том , что 70 лет тому назад в этот день в 1922 году декретом Совета Народных Комиссаров был создан Главлит, отвечавший в СССР за политику государства в отношении цензуры. И эта структура еще была тогда в Украине. Запрета-то на цензуру не было!
Говорили и об оккультном значении, что этот шестой день шестого месяца может вызвать нежелательные толкования этой даты. Вместе с тем в повестке дня съезда значился и организационный вопрос – создать всеукраинский совет редакторов газет и журналов. Его создали, а на общественных началах поручили вести текущую работу двум сопредседателям этого совета: от востока украинской прессы мне, редактору газеты «Жизнь Луганска»; от запада – редактору газеты «Высокий замок» Степану Владимировичу Курпилю. Затем он с 2001 года был членом комиссии НСЖУ по журналистской этике. Однако совет этот просуществовал недолго и самоликвидировался.
Куда пойдут выпускники?
Наша профессия – журналистика – предусматривает две неотъемлемые вещи: правдивость и прогрессивность. Без них нет самой профессии. Эти качества и отличали нашего земляка Евгения Федоровича Вербило – редактора кировской газеты «Рабочее слово», который впервые до этого в истории Союза журналистов Украины был в апреле 1992 года избран председателем союза на съезде тайным голосованием на альтернативной основе.
Пробыл он на этом ключевом для журналистов месте лишь один срок. Евгений Вербило, к сожалению, не выдержал противостояния с «Крещатиком, 10» (там находился офис правления союза журналистов столицы). А тогда, на VIII съезде СЖУ вокруг него произошло объединение большинства делегатов, возникло сопротивление националистским настроениям и стихийно возникающему разделению на своих и чужих.
Не знаю, какие качества Е.Ф. Вербило пришлось включить, чтобы, откликнувшись на просьбу земляков, пробить брешь в монополии двух загордившихся городов Киева и Львова в подготовке кадров для СМИ. Одна за другой университетские цитадели пали. Уже 4 января 1996 года ректор Восточноукраинского государственного университета А.Н. Коняев подписал приказ №1 по университету о создании отделения журналистики при факультете украиноведения.
Прошло 15 лет. За это время кафедра подготовила более тысячи специалистов масс-медиа. Многие ее выпускники заявили о себе в качестве умелых редакторов газет и журналов, теле- и радиопрограмм, Интернет-изданий. Выпускник 2001 года Илларион Павлюк сегодня продюсер департамента документально-художественных проектов на канале «1+1». Ирина Волкова, выпускница 2004 года, была ведущей спортивных новостей, а ныне – ведущая блока новостей в утреннем шоу «Нового канала» – «Подъем». Борис Иванов – ведущий тележурналист ТРК «Украина».
Но есть проблема. Если до этого мы имели конкурс абитуриентов, в худшем случае три человека на одно место, то им теперь надо готовиться к «конкурсу» выпускников – от трех до десяти человек дипломированных выпускников на одно рабочее место в масс-медиа.
В текущем году кафедра журналистики ВНУ имени В. Даля выпустит 120 человек бакалавров, специалистов и магистров. А всеми формами обучения ее охвачено более 300 человек студентов. Шесть лет назад организовал подготовку журналистов, специалистов издательского дела, а также специалистов кино- и телеискусства другой в нашем городе университет классического типа – ЛНУ имени Тараса Шевченко, где на двух соответствующих кафедрах обучается около 500 студентов.
Я вижу два пути решения проблемы. Один из них – предоставить факультетам и университетам больше автономии. Ведь когда мы подстраиваемся под министерские планы, это, к сожалению, влияет на качество подготовки. Нам бы следовало начать готовить журналистов на междисциплинарной, а зачастую и на межфакультетской основе. Опыт защиты подобных дипломных работ по междисциплинарной проблемной тематике в Далевском университете уже есть. Но только этого мало. Идеально было бы делать это как на Западе: получать две специальности – основную и дополнительную. Скажем, журналиста и экономиста, журналиста и политолога, журналиста и специалиста по иностранным языкам. Стоило бы, возможно, сперва ввести курс, а затем открыть и специализацию «Журналистика цифрового будущего».
Soft Power – «мягкое давление»
И напоследок – о сегодняшней прессе Луганщины. «Оранжевая революция», что бы о ней ни говорили, стала сильным катализатором для отечественной прессы, ее развития, в том числе региональной прессы. Например, за последние пять лет общее количество зарегистрированных и перерегистрированных периодических изданий в Луганской области выросло в 1,6 раза.
Революционная ситуация 2004 года сделала СМИ настоящим инструментом гражданского общества, позволила им делать для народа безоговорочно «зримым» все происходящее в стране. Но на деле обретение политической свободы не стало, как показывает анализ прессы Луганщины, подлинной свободой слова. В качестве инструмента цензуры местные властные структуры и бизнес используют экономические рычаги воздействия на политику печатных СМИ. Таким же образом осуществляется и контроль над их деятельностью. Луганская журналистика сегодня глубоко травмирована небрежным отношением к себе собственников. Цепочка «журналист – владелец – власть» пока не работает.
С другой стороны, и государство не спешит проводить разгосударствление СМИ. Только в Верховную Раду по этому вопросу было направлено 18 журналистских предложений. Увы, ни один из них не дошел до рассмотрения. Думаю, все масс-медиа должны быть в одинаковых экономических, социальных и профессиональных условиях. Кажется, и само определение «коммунальные СМИ» не лучшим образом напоминает аналогичный быт.
Что касается нашего профессионального праздника – он быстро пройдет, вместе с комплиментами и цветочно-вино-конфетной любовью. Надо нам, журналистам, не обманываться и самим не врать.